19 июля, 2012

Ultravox

  [ ...Подводя итог творчеству группы и, в особенности, 2-му периоду ее истории, хочется отметить, что, следуя продолжению старой романтической традиции (идущей от романской культуры - откуда и термин), Ultravox новаторски соединили элементы разных временных культур - древнегреческой (в следовании эстетике возвышенного и изящного), католической средневековой культуры (хоральное звучание), романтической музыкальной и литературной культуры 19 века (шопеновские и шубертовские каноны, английский эстетизм конца 19 века) и новые технические музыкальные средства и приемы 70-х годов 20 века.
Продолжая романтическую традицию изображения не ординарного, а героического человека и апологизируя его возвышенные божественные стремления, Ultravox проявили себя как группа, проповедовавшая гуманистическое искусство, противопоставившая классические каноны эстетики европейской цивилизации, де-гуманизированной антиэстетике модернистской культуры 20 века с ее культом деформированного и безобразного, проявившимся не только в живописи XX в., но и в музыке 60-х и начала 70-х годов. Оценивая свой вклад в музыку, Midge Ure говорил: «До нас электронные инструменты рассматривали как новинку, как детскую музыкальную игрушку для извлечения необычных шумов, мы сделали электронику эмоциональной и обратили ее на службу чистого искусства, привнесли в нее страсть.]
Полный текст на Last.fm

Ля-ля от меня.

  Всё ниженаписанное - всего лишь мои личные впечатления, не претендующие на высокий cтиль и какие-либо энциклопедические рекомендации. Но впечатления, тем не менее, подкреплены солидным количеством времени слушания. Я давно собирался отдать дань уважения, хотя бы таким дилетантским образом.
   Впервые услышал этот, поразивший до глубины пяток, коллектив в 1983 году. Правда до этого был "подготовлен" звучанием группы Visage со сходной идеологией, хотя и более поп-ориентированной по саунду (но явно находящейся в стороне от тогдашнего мэйнстрима). Потом уж узнал, что музыканты в обоих группах в основном одни и те же тусовались. Кстати, от начальных композиций альбома "Visage" до сих пор внутри дух захватывает - вспоминается юность, друзья, кассетник "Весна".

  Первый услышанный альбом был "Quartet" 1982 года. Он был в хлам заслушан (и зажеван) на братанской монофонической катушечной "Ноте" (хвала нынешнему прогрессу, избавил от подобных кошмаров). Так как тогда еще я был юн (гм) и неискушен в музне, то оперировал всего лишь понятиями "рок" и "диско". И Kraftwerk). О панке вообще ещё не ведал (страна советов понимаете ли, не к лицу).
   Так вот, Ultravox не попадал ни в одну из этих категорий. Хотя newwave уже вовсю веселился в европе и среди наших, не чурающихся новизны технического прогресса, меломанов. Этот альбом полюбился навсегда своими эффектными и эмоциональными синтезаторными проигрышами-вставками в середине каждой песни, присутствием нетрадиционно звучащей скрипки, красивым тембром голоса солиста Midge Ure, усложненными, но запоминающимися мелодиями, да и вообще, красивым, энергичным и необычным саундом. Стихи похоже тоже оставляют широкий простор для интерпретаций (не пою ли я дифирамбы... но это искренне).
   По правде говоря, этот альбом, на мой взгляд, наиболее коммерчески ориентированный. Тут всё отточено до блеска, каждая составляющая. Рассчитано на широкую аудиторию (пусть это будет комплиментом группе). В принципе, для тех, кто по каким-то идейным соображениям не выносит в музыке популярных определений, не относящихся к классическому року (который в большинстве своем тоже до мозга костей поп-музыка) - приставку newwave можно безболезненно поменять на прогрессивный рок (относительно творчества группы до 1982 года)

   Следующим, уже после моей службы в доблестной и навистной армии, был взят "Vienna" 1980 года. Пожал плечами и отложил надолго. Помню еще и на пленку плохо записывался, мутно звучал (еще бы, чуть ли не все т-сс, цик-цик и прочие традиционные "тарелки" заменены электроникой, отнюдь не развесистой).
   Черт, как оказалось впоследствии, это оказался самый чумовой альбом. Он расположен как бы вне времени. Потусторонний полностью. Как вообще музыканты такое сотворили - для меня загадка. Кстати, недавно увидел в записи более-менее современный концерт группы и некоторые вещи из этого альбома. Сыграно и спето не по-ветерански здорово. Но вот какая штука. Когда видишь какие и как музыканты используют инструменты - магия очарования сильно теряется. Потому что эти звуки всегда существовали в моей башке без отношения к материальности, невидимо трогали что-то опять же неосязаемое во мне (и сейчас неизменно цепляют).
   Явно видны корни Kraftwerk, куда ж без них. Но привнесены загадочные, чувственные мелодии и гитарные партии (точно не рОковые). На мой взгляд - подобного никто не делал и вряд ли уже сделает. Ну хотя бы в силу уже давно изменившихся технологий и человеческих мировоззрений. Тут хотелось бы уточнить, Ultravox заняли свою нишу, открыли  удивительный "новый мир". Будем справедливы, таких миров в музыке открыто много, и необычных тоже. Но.. ну вот выделяются воксы и сильно.
   Примерно тогда же услышан и "Systems Of  Romance" 1978 года. Тоже очарован им был далеко не сразу. Но...все-таки цельности тут нет. И вокалист другой, John Foxx. Честно говоря, он мне не нравится, как солист. В этом альбоме уже чувствовались некоторые фирменные штрихи, доведенные позже до волнительных, отточенных гармоний.




Забодал? Соберусь с силами, ешшо накропаю продолжение. Негоже на полпути бросать.