А.И. Сауков (ч.1)

   Саукова Анатолия Ивановича я узнал еще в юности своей. Мой отец иногда помогал ему с ремонтом авто. По правде говоря, видел А.И. очень редко, да и правильнее сказать если, с отцом они были просто знакомыми, соприкасались по работе, которая тоже была совсем различная.
   В начале века Анатолий Иванович (забыл сказать, он ученый) подарил отцу на память свою книгу (самиздат). В этой книге описаны часть рабочих моментов по изучению энергии  (довольно интересно), некоторые мысли, несколько из них я и размещу ниже. Книгу не сразу эту прочитал, конечно. Но по прочтению очень зацепило в некоторые моменты.
   Недавно кстати, увидел случайно по телевизору (который совсем не смотрю) изобретение (иностранное), позволяющее “видеть” слепым людям с помощью звука (вкратце был описан принцип). И с большим удивлением узнал идею Саукова из книги, описанную им уже давным-давно и даже опробованную техническим экспериментом. Я так думаю, это изобретение не развилось из-за отсутствия компактных компьютеров в то время. Конечно, я наверняка многого не знаю, может в чем-то и ошибаюсь.
   Ну что сказать... Сейчас, по прошествии времени, я осознал, что Сауков Анатолий Иванович был человеком в высшей степени интеллигентным, обходительным и неприхотливым. Хотя в молодости моей он казался каким-то не от мира сего. Я не каюсь в этом, всему свое время. Хорошо, что теперь всё встало на свои места, и в большей степени благодаря его книге.  Не сомневаюсь, Анатолий Иванович был бы не против размещения его мыслей в интернете.

Сауков А.И.
   Теория равновесия.

   Последние события мировой истории показали, что социализм не выдержал соревнования с капитализмом. Содружество советских социалистических республик распалось на ряд независимых и не очень дружественных, полуфеодальных, полукапиталистических государств.
   Видимо, классики марксизма-ленинизма чего-то не учли в своих гениальных творениях и, по-видимому, в первую очередь, природу человека. И наоборот, гениальные злодеи типа Наполеона, Гитлера и Сталина оказались выдающимися знатоками человеческой души, особенно с ее худшей стороны. Они умело использовали человеческие пороки и слабости для своих личных целей. История подтверждает теперь уже общепопулярный тезис о том, что революцию замышляют гении, осуществляют фанатики, а плодами пользуются проходимцы.
   Назрела необходимость пересмотра основ построения общества и, в первую очередь, основ социализма и коммунизма, хотя в них, вообще говоря, ничего плохого нет. Просто они противоречат природе человека.
   К сожалению, никто из современных ученых не взял на себя труд создания идеологии капитализма, хотя потребность в такой идеологии ощущается в странах развалившегося социализма и нарождающейся “демократии”.
   За эту непростую задачу взялся уже известный своими трудами по социологии выдающийся ученый А.М. Иванов. На основании своих исследований о связи поведения больших групп людей с хорошо известными законами термодинамики он основал “Новое Учение” о принципах построения человеческого общества, краткое изложение которого дается ниже.
   
   В основе всего учения лежит человек, как элементарная частица общества. Как электроны, протоны и нейтроны, благодаря своим свойствам образуют ядра, атомы, молекулы, микроорганизмы и, в конце концов, образуются животные и человек, так и люди организуются в группы, общества и государства. Следовательно, в первую очередь, нужно непредвзято, объективно проанализировать свойства людей, их поведение в тех или иных обстоятельствах.
   Точно так же, как из существующих атомов можно изготовить самые разнообразные вещества (твердые, жидкие и газообразные), так и из людей собираются организации, партии, религии и страны самых разных типов. Однако структура этих образований ограничена определенными рамками.
   Например, из существующих атомов нельзя изготовить материалы, существенно тверже алмаза, прочнее стали и более тугоплавкие, чем вольфрам. Ограничения накладывает структура атомов, связь между которыми осуществляют электроны. Мы не можем создать новый устойчивый элемент - таблица Менделеева заполнена без зазоров. Свойства атомов зависят только от количества     электронов, как дважды два - четыре, а не три и не пять.
   Отсюда вытекает первый тезис нового учения:
   
   1. Структура общества не может противоречить природе человека.


   Во второй части учения речь идет о процессах развития общества.
   Как вполне справедливо говорил В.И. Ленин “Преимущество того или иного строя, в конечном итоге, определяется производительностью труда”. Остается выяснить, от чего зависит эта производительность.
   Человек по своей природе эгоист и лодырь (по крайней мере на 90%). Поэтому в любом процветающем обществе существуют методы принуждения к труду. При рабовладельческом строе производительность труда поддерживалась насилием, при феодальном - лишением прав и собственности, при нашем "реальном социализме" - страхом и репрессиями, при капитализме - конкуренцией и безработицей.
   Все предыдущие социологи останавливались на констатации этих фактов. Только А.М.Иванов сумел преодолеть вековые предрассудки и смело решился обобщить эти явления, высказав кажущуюся "крамольной" мысль: 
   "Производительность труда определяется и поддерживается неравенством отдельных людей и слоев общества".
   Различные лозунги и призывы к справедливости и равенству являются чистой демагогией и обычно усиленно распространяются теми, у кого уже имеются богатство и власть (делиться которыми они не собираются).
   Обратимся к фактам. Рассмотрим, каково распределение национального богатства любой страны среди ее граждан. Статистические данные говорят, что, например в США 10% населения обладают половиной всего национального дохода. И в каждой группе населения доходы распределяются по такому же принципу. В других странах распределение почти такое же, с незначительными вариациями.
   Опираясь на эти факты, А.И.Иванов вывел удивительно простую (и поэтому почти гениальную) формулу зависимости дохода богатых людей от их относительной численности.
   

  
    где:
   Q - доход одного члена данной группы населения;
   Qo - средний доход на душу населения;
   N - численность данной группы;
   No - общее население страны;
   K - коэффициент эгоизма.
   
   Коэффициент "K" может меняться в пределах от 0 до 1 (от альтруизма до полного эгоизма). При K = 0 все доходы распределяются равномерно, а при K = 1 все доходы принадлежат одному человеку.
   Нужно особо отметить, что коэффициент "K" зависит не от государственного строя, а от положения человека в данном обществе. В настоящее время в странах с устойчивой экономикой этот коэффициент незначительно изменяется в пределах от 0,5 до 0,6.
   Используя эту формулу, легко найти количество богатых людей в любом городе или деревне. В поселке с населением 10 000 человек и средним доходом 100 долларов/месяц (600 тыс.руб) при K = 0,7, в соответствии с этой формулой, должен существовать, по крайней мере, один человек с доходом 63 000 долларов/месяц. В городе с населением 1 миллион человек должно быть около сотни миллионеров, а один из них будет иметь доход в 25 миллионов долларов в год.
   Но самым интересным свойством этого коэффициента является то, что он характеризует здоровье общества почти так же хорошо, как медицинский термометр определяет здоровье человека. Если коэффициент "K" меньше 0,5, то это признак слабости данного общества, его низкой эффективности и упадка.
   Если же коэффициент "K" больше 0,7, то это уже признак болезни, как у человека с повышенной температурой. В таком обществе расплодилось слишком много паразитов (аналогия с болезнетворными бактериями), велика социальная напряженность. Общество терзают забастовки, растет преступность, назревает социальный взрыв, революция.
   Правильность этих закономерностей подтверждает наша история. До 1985 года в России, в период правления Л.И.Брежнева, наблюдался застой в экономике, низкая эффективность производства, всеобщая бедность и уравниловка. Коэффициент "K" был существенно ниже 0,5. Общество было обречено на медленное умирание.
   С приходом к власти М.С.Горбачева и началом "перестройки" температура общества стала повышаться. Своего максимума она достигла, по-видимому, к 1995 году, в период первичного накопления капитала и "криминальной революции". Коэффициент "K" достиг критической величины 0,8. Правительству и президенту Б.Н.Ельцину пришлось принять экстренные меры по снижению социальной напряженности. Сейчас этот коэффициент (судя по газете "Известия" от 18.02.98г.) равен 0,767, что уже несколько меньше критической величины, но еще далеко от нормы.
   Из всего этого вытекает второй тезис Учения:
   
   2. Неравенство людей в определенных пределах является естественным и необходимым для развития общества.
  
   
   Следующим важным звеном учения А.И.Иванова является механизм установления и поддержания равновесного распределения доходов.
   Этот механизм - сродни закону ограничения численности хищников среди травоядных в живой природе. Если, например, в какой-то местности обитают лоси и волки, то численность волков никогда не превышает примерно одной сотой численности лосей. Чрезмерная численность хищников может привести к гибели всего стада лосей, а тогда и волки будут обречены на вымирание. Поэтому они инстиктивно регулируют свою численность борьбой за свою зону обитания для каждой пары волков и ограничением рождаемости волчат в неблагоприятные годы.
   Точно так же количество банкиров, чиновников и преступников не может быть очень большим, иначе всё общество погибнет. Это, однако, не означает, что, например, чиновники что-то чувствуют или осознают свою ответственность перед обществом. Просто, когда на всех добычи не хватает, начинается элементарный отстрел лишних конкурентов или ограничение их "рождаемости" (здесь рождаемость надо понимать в переносном смысле, как переход из бедных слоев общества к богатым). Начинаются разборки между кланами, партиями и религиями. В конечном итоге устанавливается выведенное ранее равновесное распределение.
   Естественно, уцелевшие чиновники или преступники более приспособлены к своей среде обитания, чем их проигравшие конкуренты. Но из этого совсем не следует, что уцелевшие чиновники смогут, например, хорошо работать на производстве. У них другая среда, другие условия существования и другая психология.
   Отсюда вытекает третий тезис Учения:
   
   3. Законы, определяющие поведение людей, различны на разных уровнях дохода и власти.
   
   То есть: "Бытие определяет сознание". Или, проще говоря, сытый голодного не разумеет.
   Отсюда следует, например, что поведение конкретного человека не зависит от того, к какой партии он принадлежит - к коммунистам ли, к либеральным демократам или монархистам и какую религию он исповедует. Всё, что он произносит с парламентской трибуны, можно не принимать во внимание. Его истинная психология и поведение целиком зависят от уровня его доходов.
   С проявлением этого простого и ясного закона мы встречаемся повседневно, но почему-то всё время удивляемся и возмущаемся. Понятия справедливости в природе не существует. Если кто-нибудь попробует возразить против этого утверждения, то пусть вспомнит о справедливости по отношению к барану или бычку, которого ведут на убой. Мы же не отказываемся от продуктов животноводства.
   Нет уж, "если ты баран, то делай добросовестно своё баранье дело - и хозяин будет доволен и овцы к тебе будут ласковы" (М.Е.Салтыков-Щедрин)
   Строй, описанный в трудах А.М.Иванова, называется "Развитое демократическое общество), к которому мы все с энтузиазмом и большими надеждами стремимся.
                 (приблизительно -  конец прошлого тысячелетия)

 

   Пару строк от себя. Отношение к статье может быть разным, это естественно. Про это косвенно и в самой статье говорится, различие характеров людей и обеспечивает развитие общества. Или упадок (и последующее возрождение). Всё ж таки это лучше, чем застой.
   Насчет предпоследнего абзаца. Кому-то может показаться высказывание про баранов грубоватым, но тут следует понимать так (по моему мнению): - Быть последовательным в воплощении того, что тебе присуще (именно тебе). Того, что в тебе заложено изначально. Как ни крути, как ни ломай себя... а черты характера довлеют всю жизнь.
   Впрочем, и это спорно. Но пусть будет, в качестве точки опоры.